УЖЕСТОЧЕНА УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОРГАНИЗАЦИЮ НЕЗАКОННОГО ВЪЕЗДА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ
Федеральным законом от 04.11.2019 № 354-ФЗ внесены изменения в статью 322.1 Уголовного кодекса РФ и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ.
Согласно поправкам, организация незаконного въезда иностранных граждан или лиц без гражданства в Российскую Федерацию, их незаконного пребывания в РФ или транзитного проезда через территорию РФ лицом с использованием своего служебного положения повлечет более строгую ответственность - лишение свободы на срок до 7 лет со штрафом до 500 тысяч рублей или в размере дохода осужденного за период до 3 лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до 2 лет либо без такового.
Этим новым квалифицирующим признаком дополнена часть вторая статьи 322.1 УК РФ.
Изменения, внесенные в УПК РФ, касаются вопросов подследственности уголовных дел о преступлениях в сфере незаконной миграции, предусмотренных частью первой статьи 322.1 УК РФ.
О ЗАЩИТЕ ПРАВ ДОЛЬЩИКОВ И ЧЛЕНОВ ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ КООПЕРАТИВОВ
Федеральными законами от 4 ноября 2019 г. № 353-ФЗ и 359-ФЗ внесены изменения в статью 14.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях и в Федеральные законы «О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков» и «О несостоятельности (банкротстве)».
Законодателем увеличен размер штрафа за непредставление застройщиками сведений и документов, необходимых для регионального госконтроля в сфере долевого строительства жилья. Для должностных лиц штраф составит от 10 тысяч до 25 тысяч рублей, для организаций - от 250 тысяч до 500 тысяч рублей.
Другие поправки касаются защиты прав граждан - членов жилищно-строительных кооперативов, созданных в рамках процедуры банкротства застройщиков для завершения строительства проблемных объектов. Закон уравнял их права с иными дольщиками, пострадавшими от недобросовестных застройщиков.
При этом законом предусмотрен ряд условий, при соблюдении которых возможна выплата возмещения членам ЖСК.
Законодательные поправки начали действовать с 15 ноября 2019 года.
ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Федеральным законом от 04.11.2019 № 357-ФЗ в Кодекс РФ об административных правонарушениях включена статья 14.17.3, устанавливающая административную ответственность за производство и (или) оборот порошкообразной спиртосодержащей продукции.
При этом во всех случаях допускается конфискация предмета административного правонарушения.
ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СВЕДЕНИЙ
Федеральным законом от 04.11.2019 № 361-ФЗ внесены изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях, согласно которым с 1 января 2020 года в случае непредставления, несвоевременного представления информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования, или представления недостоверной информации на должностных лиц будет налагаться административный штраф в размере от 10 тысяч до 15 тысяч рублей.
При невнесении информации в реестр либо включении в него заведомо недостоверной информации размер штрафа составит от 30 тысяч до 40 тысяч рублей.
НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ
Федеральным законом от 04.11.2019 № 356-ФЗ внесены изменения в статью 83 Федерального закона «Об акционерных обществах» и статью 45 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», которыми уточнены условия одобрения сделок АО и ООО общим собранием акционеров (участников).
Так, при голосовании общего собрания акционеров (участников) по вопросу одобрения сделки не подлежит учету голос лица, заинтересованного в совершении сделки, а также голоса подконтрольных ему лиц.
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ СУДЕБНОГО ПРИМИРЕНИЯ
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 2019 г. № 41 утвержден Регламент проведения судебного примирения.
Данная процедура проводится в форме переговоров и необходима для достижения сторонами взаимоприемлемого результата и урегулирования конфликта.
Процедура возможна на любой стадии судебного процесса и при исполнении судебного акта, если иное не предусмотрено законом. Сторонами процедура не оплачивается.
В Регламенте определены функции судебных примирителей. Ими могут быть судьи в отставке, которые не привлечены к осуществлению правосудия и не работают в органах государственной власти. Список примирителей утверждается Пленумом Верховного Суда РФ. Определен порядок их назначения
Судебное примирение возможно по ходатайству сторон или по предложению суда при согласии сторон. Судом выносится определение о проведении процедуры.
Также судом устанавливается срок примирения. Возможно продление процедуры по ходатайству сторон или ее завершение досрочно.
По нескольким взаимосвязанным спорам с участием одних и тех же сторон при их согласии суд может назначить одного и того же примирителя.
По итогам готовится мировое соглашение, соглашение о примирении или соглашение по фактическим обстоятельствам.
Если примирение не достигнуто или истек срок процедуры, то примиритель в возможно короткий срок должен проинформировать об этом суд.
О ПОРЯДКЕ ДЕПОРТАЦИИ И АДМИНИСТРАТИВНОГО ВЫДВОРЕНИЯ
Постановлением Правительства РФ от 28.10.2019 № 1381 внесены изменения в пункт 3 Правил расходования средств на мероприятия по депортации либо административному выдворению иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации при невозможности установления приглашающей стороны.
Правовым документом расширен перечень направлений расходования средств, выделяемых на мероприятия по депортации и выдворению.
Так, установлено, что средства, выделяемые на мероприятия по депортации либо административному выдворению иностранных граждан и лиц без гражданства, расходуются в том числе на содержание иностранного гражданина (лица без гражданства) в специальном учреждении МВД России или его территориального органа, предназначенном для содержания иностранных граждан (лица без гражданства), подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы РФ, депортации или реадмиссии.
Согласно ранее действовавшей редакции средства могли выделяться на содержание указанных лиц только в специально отведенном помещении пограничной службы.
Данные изменения вступили в действие с 09.11.2019.
ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ДОРОГАХ И ДОРОЖНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Федеральным законом от 18.07.2019 № 192-ФЗ уточнены отдельные положения, касающиеся государственного контроля за осуществлением международных автомобильных перевозок.
Предусматривается, что к осуществлению международных автомобильных перевозок российские перевозчики допускаются при наличии у них, в том числе, карточки допуска транспортного средства к осуществлению международных автомобильных перевозок на каждое принадлежащее им транспортное средство, осуществляющее международные автомобильные перевозки.
Водитель транспортного средства, принадлежащего российскому перевозчику, осуществляющий международную автомобильную перевозку, обязан иметь при себе карточку допуска и предъявлять ее по требованию органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) за осуществлением международных автомобильных перевозок. Указанное требование не распространяется на первый проезд транспортного средства, приобретенного перевозчиком и следующего к месту постоянного использования.
Минтранс России наделяется полномочием определять порядок проведения проверки массы транспортного средства, нагрузки на ось или группу осей транспортного средства и его габаритов при осуществлении государственного контроля (надзора) за осуществлением международных автомобильных перевозок в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Данные изменения вступили в действие с 29.07.2019.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 05.06.2019 № 167 вводится в действие новый порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного или крупногабаритного транспортного средства.
Определены процедуры подачи, приема и рассмотрения заявлений на получение специального разрешения, его согласования, оформления и выдачи. Приводится форма специального разрешения, регламентированы перечень информации, содержащейся в нем, сроки его выдачи.
Признан утратившим силу аналогичный Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 24.07.2012 № 258.
Данные изменения вступили в действие с 06.08.2019.
Федеральным законом от 26.07.2019 № 229-ФЗ ужесточается административная ответственность за непредоставление преимущества в движении транспортному средству со специальными обозначениями и включенными спецсигналами.
Указанное правонарушение влечет наложение штрафа от 3000 до 5000 рублей или лишение права управления на срок от 3 месяцев до 1 года (ранее предусматривался штраф в размере 500 рублей или лишение права управления на срок от 1 до 3 месяцев).
Данные изменения вступили в действие с 06.08.2019.
ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.08.2019 № 580 регламентирован порядок проведения профилактических контролируемых противопожарных выжиганий сухой травы в лесах.
Вступают силу Методические указания по организации и проведению профилактических контролируемых противопожарных выжиганий хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов в лесах, расположенных на землях лесного фонда, которые обязательны для исполнения органами власти регионов, арендаторами участков и землепользователями, обладателями сервитута (публичного сервитута).
Профилактическое выжигание проводят лица, прошедшие спецподготовку, специалисты лесопожарных формирований. Обеспечивается доступность и открытость информации о профилактических выжиганиях.
Предусмотрены в том числе порядок выбора участков для проведения профилактических выжиганий, порядок проведения подготовительных мероприятий и оценки эффективности проведенных профилактических выжиганий.
Данные изменения вступили в действие с 06.10.2019.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.2019 № 1303 определен круг объектов защиты чрезвычайно высокого риска в отношении которых плановые проверки при пожарном надзоре проводятся один раз в год.
К таким объектам относятся объекты, предназначенные для проживания детей, престарелых, инвалидов и иных категорий лиц с ограниченными возможностями, с одновременным пребыванием более 10 человек, за исключением многоквартирных домов, дошкольные учреждения с одновременным пребыванием более 10 детей, детские лагеря с круглосуточным пребыванием детей, объекты специального назначения, на которых осуществляет свою деятельность федеральный орган исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации.
Также в сторону ужесточения меняется периодичность плановых проверок в отношении объектов остальных категорий рисков. Периодичность плановых проверок теперь составляет:
- для категории высокого риска - 1 раз в 2 года;
- для категории значительного риска - 1 раз в 3 года;
- для категории среднего риска - 1 раз в 5 лет;
- для категории умеренного риска - 1 раз в 6 лет.
Кроме того, предусматриваются иные изменения, связанные с установлением и изменением категории риска объекта защиты.
Данные изменения вступили в действие с 19.10.2019.
ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОРУЖИИ
Приказами Росгвардии от 17.06.2019 № 207 и № 208, от 12.08.2019 № 283, Приказами МВД России от 27.06.2019 № 432 и № 433, от 13.08.2019 № 544 обновлены административные регламенты по выдаче разрешений на хранение и ношение некоторых видов оружия.
Новые регламенты определяют сроки и последовательность административных процедур должностных лиц Росгвардии и ее территориальных органов по выдаче гражданину РФ разрешений на:
- хранение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны и патронов к нему (без права ношения);
- хранение и ношение спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, используемого для занятий спортом, спортивного пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж и патронов к нему;
- хранение и ношение наградного оружия и патронов к нему.
Заявителями являются владельцы оружия соответствующих видов.
Выдача (переоформление) разрешения осуществляется в срок не более 14 календарных дней со дня регистрации заявления.
Государственная пошлина за выдачу (продление срока действия) разрешения составляет 500 рублей.
Признаны утратившими силу приказы МВД России, которыми были утверждены ранее действовавшие регламенты.
Данные изменения вступили в действие с 13.10.2019.
О БЕЗОПАСНОМ ФУНКЦИОНАРОВАНИИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ
Прокуратурой района на постоянной основе осуществляется надзор за исполнением законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.
Анализ результатов проверок, информации контролирующих органов о состояния законности на данном направлении показал, что ряд гидротехнических сооружений на территории района утратили свое назначение с учетом требований, предъявляемых к такого рода объектам Федеральным законом от 21.07.1997 № 117 - ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».
Несмотря на это уполномоченными лицами процедура по исключению таких объектов, утративших функциональное назначение, из Российского регистра гидротехнических сооружений не инициируется.
Федеральным законом предусмотрена возможность ликвидации гидротехнического сооружения (демонтаж установленного на гидротехническом сооружении оборудования, снос конструктивных элементов гидротехнического сооружения и прочее), а также последующее исключение их из Российского регистра.
Правила ликвидации гидротехнических сооружений утверждены постановлением Правительства РФ от 20.10.2014 № 1081. Возможность применения такого порядка целесообразно рассматривать в случае отсутствия способности существующих гидротехнических сооружений выполнять предназначенные функции как указывалось выше и при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций при выводе их из эксплуатации или ликвидации.
Так, в соответствии с Правилами решение о ликвидации объекта (которым определяются конкретные мероприятия) принимается собственником сооружения или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится сооружение, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался. Такое решение в обязательном порядке проходит общественное обсуждение.
В целях оценки соответствия выполненных работ формируется комиссия, в состав которой включаются представители федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений (Ростехнадзор), органов местного самоуправления, на территории которых находится ликвидируемое сооружение. По итогам обследования составляется акт по форме, установленной федеральными органами исполнительной власти, копия которого в 10-дневный срок направляется в Ростехнадзор в целях внесения в них соответствующей информации.
Федеральным законом от 02.08.2019 № 279-ФЗ (далее - Федеральный закон 279-ФЗ) внесены изменения в статью 8 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 209-ФЗ).
Новой редакцией статьи 8 Федерального закона № 209-ФЗ предусматривается формирование единого реестра, размещаемого на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (далее - Федеральная налоговая служба России), на основе сведений о субъектах малого и среднего предпринимательства, получающих меры поддержки, определяется перечень поставщиков таких сведений и порядок их предоставления в Федеральную налоговую службу России как оператору единого реестра. До внесения вышеприведенных изменений полномочия по ведению реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки, федеральный законодатель относил к компетенции органов местного самоуправления, оказывающих поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства.
Изменения, внесенные Федеральным законом № 279-ФЗ, могут потребовать корректировки нормативных правовых актов муниципальных образований, регламентирующих порядок ведения муниципальным органом реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей муниципальной поддержки.
При этом необходимо учитывать, что до момента создания единого реестра в целях сохранения муниципальных реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки, Федеральным законом № 279-ФЗ предлагается поэтапный переход на новый порядок ведения указанного реестра. В связи с чем вступление в силу новой редакции статьи 8 Федерального закона № 209-ФЗ предусмотрено с 20.12.2020.
13.08.2019 вступил в силу Федеральный закон от 02.08.2019 № 301-ФЗ (далее - Федеральный закон № 301-ФЗ), которым внесены изменения в Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Федеральный закон № 178-ФЗ).
Так, новой редакцией части 19 статьи 20 Федерального закона № 178-ФЗ предусмотрено, что победитель конкурса до перехода к нему права собственности на акции акционерного общества, долю в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, приобретенные им на конкурсе, осуществляет голосование в органах управления этих обществ по указанным акциям, доле в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью по своему усмотрению, за исключением голосования по вопросам отчуждения имущества, его передачи в зало!- или в аренду, совершения иных способных привести к отчуждению имущества хозяйственного общества действий, если стоимость такого имущества превышает пять процентов уставного капитала хозяйственного общества или более чем в 50 раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер уставного капитала публичного общества.
До внесения приведенных изменений фиксированный размер имущества хозяйственного общества определялся, в том числе, исходя из установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Кроме того, скорректированы положения о цене сделки, совершать которую со дня утверждения прогнозного плана (программы) приватизации имущества и до дня государственной регистрации хозяйственного общества унитарное предприятие не вправе без согласия собственника его имущества (часть 3 статьи 14 Федерального закона № 178-ФЗ в редакции Федерального закона № 301-ФЗ).
Вышеуказанные изменения федерального законодательства могут служить основанием принятия мер в сфере правотворчества.