Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», другие законодательные акты Российской Федерации, направленные на совершенствование организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов. Основная часть этих изменений вступили в силу 1 января 2016 года.
В законодательство вводится понятие «твердые коммунальные отходы» - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Если до 1 января 2016 года организация деятельности по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора возложена на органы местного самоуправления поселений (сельских и городских), к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов отнесена организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а органы местного самоуправления городских округов организуют сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, то с 1 января 2016 года организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов будет относиться к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Кроме того, новым законом к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесена организация и осуществление региональных и межмуниципальных программ и проектов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка сбора твердых коммунальных отходов, нормативов их накопления, тарифов в области обращения твердых коммунальных отходов, утверждение территориальной схемы в сфере обращения с отходами и т.д.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений новый закон относит участие в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, органов местного самоуправления муниципальных районов - участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Закон предусматривает возможность перераспределения указанных полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Существенным нововведением является то, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации будут осуществляться региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, а также в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Статус регионального оператора будет присваиваться юридическому лицу на срок не менее чем 10 лет на основании конкурсного отбора, проводимого уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Региональный оператор будет обязан заключать договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне его деятельности.
В соответствии с законом по условиям договора региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, а собственник отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Также дополнением, внесенным в статью 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, на собственника жилого дома или части жилого дома возлагается обязанность по обеспечению обращения с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором. Новой редакцией статьи 161 Кодексом установлено также, что региональный оператор отвечает за оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начиная от места их сбора, если иное не установлено договором.
Зав. сектором муниципального хозяйства Хаустов Д.Г.